Творческая мастерская педагогов

Лексическая тема. «Семья».

Цели. Закрепить навык правильного произношения звука Х – Хь. Развивать навык дифференциации согласных  звуков  Х – Хь. Закрепить умение проводить звукобуквенный анализ. Познакомить с буквой Х. Написание буквы Х.

Демонстрационный материал. Картинки Гора зимой, озеро осеннее, озера осеннее с мостом из букв «х», обезьянка, пират, петух на хвосте части с картинками на «х», сигнальщик, по количеству детей, сундук и.

Раздаточный материал. Зеркала, 8 частей с картинками на «х», цветные буквы «х»-призы, для касса букв буква «Х» и «х».

Ход занятия

Организационный момент

На доске картинки горы соединены штрих линией и перевернутые картинки: обезьяны, сигнальщика, озера, пирата и сундука. В группе спрятан сундук с призами и петух с частями буквы на хвосте.

Дефектолог: Мы сегодня будем путешествовать по необычному острову, нам надо пройти очень сложный маршрут и в конце пути найти клад. Давайте с вами представим, что мы стоим на вершине заснеженной горы. Снега здесь много и сейчас, мы поиграем в снежки. Лепите снежки, подбрасывайте, ловите, кидайте их сугроб. Замерзли? Теперь погреем руки. Дышите на них легко-легко: Х-Х-Х. Давайте спустимся с горы и сядем на свои места.

Характеристика звуков Х и Хь.

Дефектолог: Какой звук мы произносили, когда грели руки? (Звук Х).

- Посмотрите в зеркала  произнесите звук Х, зубы у нас при этом разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу и создает щель, через которую проходит воздушная струя.

- Можно ли петь этот звук? (Нет)

- Если препятствие для воздуха?(Да).

- Какое? (Язык).

- Значит этот звук согласный или гласный? (Согласный).

- А теперь рукой дотроньтесь до горлышка, вибрируют ли голосовые складки? (Нет).

- Значит звук какой? (Глухой)

- А теперь ребят обратите внимание на карту на нашем пути, мы встречаем обезьянку.

Дефектолог переворачивает картинку.

- А зовут ее Хохотушка. В название имени Хохотушка, какой звук?(звук Х).

- Дайте характеристику звуку Х. (Ответы детей)

- Наша обезьянка умеет весело смеяться хи-хи-хи. Какой вы звук слышите? (Ответы детей)

Работа с зеркалами.

- Посмотрите в зеркала. Произнесите звук Хь, губы у нас в улыбке, кончик продвигается вперед, касается нижних зубов. Между языком  и небом образует щель, через которую проходит воздушная струя, голосок молчит.

- Звук хь какой? Дайте характеристику звуку? (Согласный, мягкий, глухой).

Различение звука Х и Хь на слух.

Игра «Сигнальщики» (определение звуков Х и Хь в звуках, слогах, словах).

- Наша обезьянка  привела нас в город Звуков и хочет, чтобы мы помогли ей отыскать слова со звуком Х и Хь. Для этого нам нужно стать сигнальщиками, Приготовиться, внимательно слушать и в нужный момент дать ей сигнал.

- Ну что поможем нашей Хохотушке? Тогда слушайте задание. Когда вы услышите звук Х, вы поднимите руки вверх, если услышите звук Хь- разведете руки в стороны (сначала называются звуки, потом слоги).

Дети встают в круг, на расстоянии вытянутой руки.

Дефектолог: П, х, к, хь, н, х;

Ми, хи, хр, ви, пи, ха, ох, их;

Кошка, мох, петух, лапша, хорёк, коньки, подсолнухи, машина, духи, хомяк.

Игра «Собери букву Х»

- Мы добрались до глубокого и очень опасного озера. Мы его не перейдём, если не выполним задание.

Нам нужно построит мост из буквы Х. Давайте, найдем букву Х в нашей кассе букв.

В кассе этой букве нет, но в кассе записка.

Дефектолог. Ребята, я нашла записку, вот что в ней говорится: «Где найти вам букву ха спросите у петуха».

- Ребята ищите, где - то в группе должен быть петух.

Дети находят петуха на хвосте части буквы Х.

Дефектолог. Давайте спросит у петуха: «Где найти нам букву Х?»

Дефектолог от имени петуха:

Посчитав в уме до двух,
Отвечает нам Петух:
- Ни в окне, ни на плите
У меня она - в Хвосте!

 

Дефектолог. Посмотрите ребята у петуха на хвосте какие - то части может эта буква х? Давайте все вместе её соберём.

Дети собирают букву из частей

 

Работа в тетради

Дефектолог. Мы молодцы, мы собрали букву Х. Показывает картинку с буквой х.

- X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.

Дефектолог переворачивает картинку озера.

- Ребята, посмотрите, буква Х ещё нет в нашей кассе букв. Ребята перед нами очень глубокое озеро, чтобы нам его перейти что нам нужно? (Построить мост)

- Предлагаю вам построить его из буквы х

- На что похожа буква X? (Ответы детей)

- Сделаем букву X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук. Действие.

- Сколько элементов у буквы х? (Два).

- Пропишем её в воздухе. Действие.

- Теперь нам осталось её пропечатать в тетрадях и построить мост

Дети печатают в тетради букву Х. Пока дети печатают дефектолог меняет картинки и ставит озеро с мостом.

Итог занятия.

- Но вот мы и прошли весь маршрут, и здесь нас встречает пират Джо.

Дефектолог переворачивает картинку с пиратом.

- А теперь нам нужно найти сундук.

Дети ищут сундук.

- Ребята, чтобы открыть сундук нам надо ответить на его вопросы.

- Какие звуки, мы изучали сегодня? Расскажите об этих звуках? - С какой буквой мы познакомились? Сколько у неё элементов? Сундук открывают и раздают детям приз - весёлую букву Х. Пока дети разглядывают свои призы, дефектолог незаметно ставит буквы Х в кассу букв.

-Ребята, посмотрите, буква Х появилась в нашей кассе букв. Вы молодцы отыскали букву.